Главная » Статьи » Мои статьи

Чтение как роман стекстом

22.09.2015 №113 (7718)

Сегодня, когда не только лексика, но и наши жизненные реалии обогатились новыми понятиями — “пользователь”, “аккаунт”, “интерактив”, “чат”, “блог”, “сайт”, “социальная сеть” и т.п., когда принципиально изменяется восприятие художественного текста, назрела необходимость модернизировать литературное образование школьников и студентов, сделать его современным, актуальным, модным. Так родилась идея интерактивного образовательного онлайн-проекта “Чтение в Web 2.0. Роман с текстом”.
Проект основывается на таких принципах, как интерактивность, визуализация, игра. В процессе реализации проекта для восприятия и анализа литературного произведения мы предлагаем использовать такие новые в педагогической практике приемы, как гиперссылка, комментарий, чат, пост, постер, буктрейлер. Все это не ново для современной культуры и, более того, активно используется в повседневной жизни учащихся. Они проводят в интернете большую часть времени, выкладывают посты-статусы, блуждают по гиперссылкам, снимают селфи, чатятся… Эти актуальные для них способы и виды деятельности мы предлагаем использовать в образовательных, развивающих и воспитательных целях.Алгоритм реализации проекта таков.Важнейший этап — подбор материала. В этом качестве необходим текст-“тренажер”, текст-“ребус”, который озадачивает, втягивает в игру, позволяет разрушить стереотипы восприятия, является генератором смыслов и может продуцировать различные интерпретации. Например, удачными в подобной тренинговой практике оказались произведения “Я знаю…” Д.Хармса, “Приглашение меня подумать” А.Введенского, “Движение” Н.Заболоцкого, “И Шуберт на воде, и Моцарт в птичьем гаме…” О.Мандельштама…
И Шуберт на воде, и Моцарт в птичьем гаме,
И Гете, свищущий на вьющейся тропе,
И Гамлет, мысливший пугливыми шагами,
Считали пульс толпы и верили толпе.
Быть может, прежде губ уже родился шепот
И в бездревесности кружилися листы,
И те, кому мы посвящаем опыт,
До опыта приобрели черты.
Затем создаем форму. В качестве формы мы используем Googlе-документ, который допускает одновременное редактирование текста несколькими пользователями, добавление комментариев и гиперссылок, картинок, участие в чате. Для хранения и редактирования Googlе-документов используем Googlе-диск.
Формируем группу. Оптимальный состав — 6—10 участников, имеющих аккаунты Googlе. Работа онлайн предоставляет безграничные возможности для формирования количественного и качественного состава группы: подключение к проекту ограничено только разрешением доступа к Googlе-документу, который предоставляет организатор: либо по ссылке — для всех, либо через почтовую рассылку — для строго ограниченной группы. Для координации действий используем почтовую рассылку Gmail.
Наиболее захватывающий этап — собственно интерактивное чтение и анализ произведения с использованием чата, комментариев, гиперссылок.
Методика “Чтения в Web 2.0” основывается на современных положениях коммуникативной дидактики, герменевтики и рецептивной эстетики. Стратегия работы строится на технологии литературного образования С.П.Лавлинского, философии диалогизма М.М.Бахтина.
Этап предпонимания призван распаковать читателя, создать условия для выведения на поверхность и осмысления в ситуации открытого диалога (чата) собственных читательских впечатлений, определения точек понимания/непонимания. На этом этапе особенно продуктивны такие приемы, как гиперссылка (часть гипертекстового документа, ссылающаяся на другой элемент в самом документе, на другой объект, расположенный на локальном диске или в компьютерной сети) и комментарий.
На этапе анализа участники выполняют аналитические процедуры с использованием понятий-инструментов (образ, мотив, позиция автора, читателя и др.). Происходит постижение законов внутреннего мира произведения. Переход по ссылке помогает восстановить интертекстуальные связи, включает ассоциативный механизм, позволяет актуализировать собственный культурный опыт читателей. Анализ произведения (диалог с текстом) происходит в ситуации открытого диалога читателей — в форме чата, аналитической онлайн-беседы в режиме реального времени.
Заключительный этап — интерпретация. Читатели оформляют собственное понимание произведения (концепции) в форме поста (статуса), подбирают постер, создают творческие проекты (сценарии, презентации, буктрейлеры). Пост — отдельно взятое сообщение в форуме или блоге, постер — художественно оформленный плакат, визуальное выражение концепции, буктрейлер — небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге.В завершение участникам предлагается отрефлексировать сам процесс чтения, поразмышлять над тем, как мы приходим к смыслу произведения, где он (смысл) скрывается, каким должен быть идеальный адресат — читатель, что такое чтение, что оно дает читателю и чего требует от читателя. Кроме того, предлагается также оценить и новую интерактивную форму работы.
Главный герменевтический вывод, к которому приходят читатели: художественный текст — это динамическое поле смыслов, рождающихся на пересечении авторской концепции и читательского восприятия.
Можно отметить принципиальное отличие современной технологии литературного образования: мы идем от читателя, его впечатлений, ощущений, вопросов, понимания/непонимания, а не вопрошаем у учащихся лишь “Что хотел сказать автор?”. Безусловно, вопрос об авторе, его жизни, мыслях и замыслах возникнет, но не потому, что его задал учитель (учебник), а по запросу самого читателя после того, как произойдет знакомство с художественным миром произведения, диалог с текстом, удовольствие от самостоятельного путешествия к смыслу. Такой вариант работы с текстом дает возможность читателю почувствовать эстетическое “и разумом головы, и эмоцией сердца, и кончиком языка” (В.Новиков).
Как показывает опыт использования Googlе-документов для чтения и интерпретации художественных текстов, интернет становится не помехой, а стимулом культурного и эстетического развития учащихся. Более того, интернет в таком случае позволяет создать условия для формирования у учащихся основ информационной культуры, что в современном контексте развития общества имеет важнейшее значение. В то же время в сознании учащихся и студентов снижается самоценность интернет-коммуникации, она становится одним из инструментов для работы и учебы.
Отдельные фрагменты проекта апробировались в течение 2014/2015 учебного года в очной и заочной формах работы, в школьной (средняя школа № 5 Солигорска) и вузовской практике (Институт журналистики БГУ), также в системе повышения квалификации педагогов (Минский областной институт развития образования).
Целиком проект был апробирован в онлайн-формате в июне — июле (https://docs.google.com/document/d/1QBj55HyGj9k19RS4qwBZmM1wKNYgfF45adHDkd7v2M0/edit?usp=sharing). Для реализации идеи в оперативном порядке собралась группа заинтересованных лиц, среди которых были педагоги школ Минской области, учащиеся 8—11 классов, студенты Института журналистики БГУ. Хотелось бы еще раз подчеркнуть: сетевое взаимодействие полностью снимает вопрос о месте и времени реализации проекта, проект доступен в любое удобное для пользователя время при наличии интернет-соединения. Все вместе мы читали и понимали стихотворение Осипа Мандельштама “И Шуберт на воде, и Моцарт в птичьем гаме…”. Оказалось, что такое совместное чтение позволяет более пристально взглянуть на текст, расширить поле смыслов и сгенерировать действительно творческий отклик в виде поста, постера, видеоклипа. Особенно захватывало то, что совместное исследование текста происходило одномоментно в нескольких точках: пока ты дописываешь свое сообщение, на него уже прикреплены один-два комментария — и начинается диалог! В живом, непосредственном общении уже давно возникла бы неразбериха, а онлайн-формат позволяет абсолютно свободно направить стратегию исследования сразу по нескольким направлениям. Какой бы глубиной знаний ты лично ни обладал, каким бы оригинальным ни был ход твоих мыслей, в коллективной деятельности всегда открывается гораздо больше. Поэтому неудивительно, что отзывы “первопроходцев” о проекте были в основном восторженными: “Это интересно и, на мой взгляд, очень продуктивно. Возникает ассоциация с известным мозговым штурмом. Именно интерактивная форма работы заставляет/помогает мобилизоваться максимально” (Ольга Иоскевич); “Шикарная форма работы. Свободная и креативная. Спасибо!” (Иванова); “Очень интересная форма работы и новый опыт, безусловно” (Анастасия Зезюлевич). А вот как участники высказались по поводу использования новых приемов: “И гиперссылки, и посты, и постеры, и буктрейлеры — это превосходная возможность откорректировать (прежде всего для себя самого), а также визуализировать (в случае с постером и буктрейлером) свои впечатления от текста. Поэтому идея хороша”. И самый потрясающий результат, что в итоге мы пришли к пониманию смысла чтения вообще: “Чтение — это творчество. Это кропотливый труд и в то же время отдых. Читателю оно дает возможность прожить огромное количество жизней в самых разных мирах. Приобрести новый опыт. Получить эстетическое и интеллектуальное удовольствие. Лучше понять самого себя… Список можно продолжить! А от читателя чтение требует внимательного отношения к слову, свободы от стереотипов… Искренности, любознательности, эмоциональности…”Перспективы использования интерактивных онлайн-проектов широки: их применение возможно в любой области, в рамках практически любого учебного предмета, где предполагается исследование, осмысление, интерпретация. Вместо художественного произведения можно предложить участникам задачу, формулу, исторический документ, карту и т.п. Форма и средства останутся теми же, а стратегия и алгоритм работы скорректируются и адаптируются в соответствии с методикой конкретного предмета.
По нашему мнению, использование онлайн-проекта “Чтение в Web 2.0” способствует повышению мотивации к учебной деятельности. Это современная интерактивная форма обучения, которая включает в игру работу и формирует эмоциональный отклик и заинтересованность учащихся. Проект дает деятельностный опыт приобретения знаний, развивает поисковые, исследовательские способности (постановка вопросов, поиск информации по гиперссылке, оформление собственных выводов в виде поста-статуса, постера, буктрейлера).
Образовательный онлайн-проект помогает окультурить интернет-общение школьников, вывести его на новый уровень; формирует культурную коммуникацию в ее сетевых и очных формах (диалог с текстом, диалог-чат с другими читателями), дает возможность участникам раскрыть свой творческий потенциал.
И самое главное: проект называется “Чтение в Web 2.0. Роман с текстом” и призван сформировать потребности в чтении, коммуникации, мыследеятельности, сделать эти потребности смысложизненными, а эстетическую и креативную деятельность — стилем жизни.
Такое естественное для современных читателей вхождение в пространство творчества через онлайн-общение, с помощью интернет-ресурсов, помогает осознать ценность эстетики и поэтики и распаковать в себе креативность — возможность читать, созидать, порождать мир художественного.
Очевидно, что в информационную эпоху потребность в навыках чтения, коммуникации и мыследеятельности отнюдь не является прерогативой исключительно филологического образования. Чтение и понимание языка и текста эпохи, интерпретация культурных смыслов, представлений о мире и человеке, прошлого опыта и прогнозирование перспектив — необходимые мыслительные операции повседневной практики современника.
Сегодня, во время гуманитарного поворота культуры, переоценить наличие у молодежи эстетического вкуса невозможно, ведь от культуры чтения зависит общая культура человека и общества.

Людмила КАМЛЮК-ЯРОШЕНКО,
кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой социально-гуманитарных дисциплин Минского областного института развития образования;
Елена ВОЛКОВА,
учитель русского языка и литературы,
заместитель директора средней школы № 5 Солигорска.

Категория: Мои статьи | Добавил: lingualit5 (23.09.2015)
Просмотров: 301 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar