Главная » Статьи » Мои статьи |
Т.П. ГУЛИЦКАЯ, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин ГУО «Минский областной институт развития образования Е. И. ВОЛКОВА, учитель русского языка и литературы ГУО «Средняя школа №5 г. Солигорска имени Героя Советского Союза В.И. Козлова» ОТ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ К СОЗДАНИЮ КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА Основными тенденциями последних десятилетий можно назвать утрату роли чтения в обществе, падение престижа образования и знаний, ориентация на некнижные формы культуры. Чтение в наши дни больше ориентируется на удовлетворение информационно-прагматических потребностей, а не общекультурных, эстетических, эмоциональных. Вместе с тем, чтение, как универсальная культурологическая техника, остается важнейшим инструментом образования, социализации и развития личности. Давно доказано, что только читающее общество является обществом мыслящим. Чтение формирует качества развитого и социально ценного человека, умеющего увидеть целое, быстро принять правильное решение, точнее формулировать, лучше владеть речью, свободнее писать, легче вступать в контакты, проявлять самостоятельность в суждениях и поведении, критически мыслить и т. д. Если говорить о привитии интереса к чтению у детей, то это не просто обучение элементарным навыкам чтения и не только заинтересованность художественными произведениями. Прежде всего, это понимание того, что чтение детей – ключ к жизни в информационном обществе.
Какова сегодня цена нечтения и ценность чтения? Над этой проблемой всерьез задумались в ГУО «Средняя школа №5 г. Солигорска имени Героя Советского Союза В.И. Козлова». В школе был найден эффективный и увлекательный способ привлечения детей к чтению и передаче им духовной культуры. Взяв на вооружение известный принцип «клуб по интересам», педагоги и учащиеся в сентябре 2010 года объединились в клуб любителей чтения «Зёрна». Благодаря клубу и на его основе с 2013 года в учреждении образования реализуется педагогический проект «Культуротворческое пространство развития образовательных компетенций учащихся». Целью проекта стало создание условий для повышения качества образования учащихся путем внедрения модели поэтапного целенаправленного формирования у учащихся читательской культуры как определенного комплекса, включающего в себя читательские умения и навыки, постоянный развивающийся интерес к чтению, включенность в информационный и культурный контекст своего времени. Разработка, апробация и внедрение модели культуротворческого пространства учреждения образования способствует развитию читательской культуры учащихся, их успешному самоопределению и самореализации, создает наиболее благоприятные условия для повышения уровня их функциональной грамотности, активного их включения в социум. Читательский клуб имеет свою структуру: в нем работают секции «Читатель», «Исследователь», «Творчество».
На одном из заседаний клуба произошло знакомство со сказочной повестью Ольги Ларькиной «Удивительные приключения Димки Голубева, которые помогли ему стать человеком»[2]. Ребята вынесли из этого текста важный для себя жизненный урок: каждый человек – даже ребенок – в повседневной жизни должен быть настоящем героем. Надо уметь преодолевать свои плохие стороны, становиться лучше, уметь противостоять обстоятельствам. Так вот Димка, когда случилась с ним беда и он «почему-то» после своего злого поступка на время превратился в котенка, мог просто приноровиться к дворовой кошачьей жизни и спокойненько жить себе, или потом уже остаться в доме у мамочки, когда даже ветер шептал: «Останься, здесь тепло, куда ты идешь…». Но мальчик пожалел искалеченного по его вине Мурзика – и в этом сострадании нашел в себе силы совершить невероятное… Как и герою сказки СельмыЛагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями», Димке Голубеву пришлось помочь очень многим, чтобы помочь себе, и в этом, по мнению автора, заключается высочайший нравственный принцип: «Любую ситуацию нужно приложить к себе. Разве ты хотел бы, чтобы тебя обижали, на тебе срывали зло или ставили бесчеловечные эксперименты. Когда поступаешь по-доброму, то и всё вокруг отзывается добротой»[4]. Иногда бывает так, что за флером громкой популярности какой-либо детской книги учитель может помочь обнаружить то, о чем неподготовленный и, честно говоря, малообразованный юный читатель и не подозревает. И тогда вполне известное, казалось бы, произведение становится настоящим открытием. Таким открытием для членов клуба «Зёрна» стала известнейшая сказка Г.Х. Андерсена «Снежная королева», прочитанная в своём полном варианте на одном из заседаний клуба. В силу определенных идеологических причин школьная программа предлагает для изучения цензурированный «советский» вариант сказки, из которого вымараны все упоминания о Боге. И это существенным образом меняет её смысл. Главный смысл сказки заключается в противостоянии холодного разума и ледяного сердца горячей и живой любви к человеку, идущей от евангельского завета. Вера и любовь дается Каю и Герде через тяжелые испытания, благодаря которым они понимают истинный смысл. Другим потрясающим открытием для юных читателей клубы стало новое прочтение популярнейших сегодня сказок-фэнтези К.С. Льюиса «Хроники Нарнии». Многие современные издания «Хроник» снабжены мифологическим словарем, но истинный смысл, вложенный в эти сказки Льюисом, богословом и проповедником, от современного юного читателя остается скрытым в силу ряда причин, среди которых не последнее место занимает низкий уровень культурологической образованности наших школьников. И это при том, что «Хроники Нарнии» – популярнейшее произведение, к 2006 году было продано более 100 миллионов экземпляров книги на сорока одном языке, существуют теле- и киноэкранизации, радиопостановки, театральные постановки, компьютерные игры. Книга «Хроники Нарнии» имеет мощнейший нравственный потенциал, потому что в простой и доступной детскому восприятию форме повествует о проблеме правильного морального выбора. Верность и предательство, соблазн и искушение, стойкость, покаяние и прощение, смерть и воскресение – таковы сюжетные мотивы цикла, и, как видно даже из такого простого перечисления, они явно носят христианский характер. Более того, в сюжетном построении некоторых повестей, к примеру, повести «Лев, колдунья и платяной шкаф», можно проследить определенный параллелизм евангельскому сюжету. И уж конечно, многие образы сказок-фэнтези по-библейски символичны. Так, в повести «Племянник чародея» один из важных символов – яблоко. Каждый из нас знает библейское значение этого символа – искушение, падение. А в «Хрониках Нарнии» Яблоко – символ стойкости, верности и искупления грехов. Дигори, главный герой повести, очень хотел взять яблоко себе, для больной мамы, однако устоял перед искушением и принес яблоко Аслану, за что и был вознагражден. «Глагол “читать” не терпит повелительного наклонения»[3],— эта строчка современного французского педагога иписателя Даниэля Пеннака описывает саму суть проблемы приобщения кчтению. Можно окружить ребенка книгами, но это совсем не гарантирует того, что он захочет взять их в руки. Можно регулярно рассказывать о пользе чтения, но это позволит лишь научить читать и не выходить за рамки обязательных для изучения в школьной программе произведений. Можно заставить читать, но нельзя заставить любить чтение, а значит совершать трудную интеллектуальную, духовную и творческую работу, которая делает чтение осмысленным, а учащегося – равноправным собеседником автора. В процессе приобщения к чтению учитель исполняет роль посредника между ребенком икнигой, тем самым приобщая к культуре в широком смысле. От чтения к собственному творчеству подводит участников клуба секция «Творчество». Участники секции «Исследователь» за несколько лет принесли в копилку достижений школы дипломы областных, республиканских этапов конкурса исследовательских работ учащихся, принимали участие в Первых и Вторых Международных Достоевских чтениях и Конкурсе юношеских исследовательских работ имени В.И.Вернадского в г. Москве. Предметом исследования за это время стали фразеологический состав романа «Преступление и наказание» («Фразеологизмы в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», 2012), нравственный потенциал детского фэнтези («Христианские мотивы в детском фэнтези», 2013), новый жанр русской литературы («ЛитРПГ – новый жанр современной русской литературы», 2014), специфика формирования социального прогноза в жанре антиутопии («Антиутопия – взгляд из сегодня», 2015). Таким образом, работа по реализации педагогического проекта в учреждении образования позволяет не только решить одну из важных образовательных задач – привить интерес к чтению, но и включить в образовательный процесс новые пласты культуры, различные стили мышления, виды творческой деятельности учащихся, а значит, создать культуротворческое пространство, формирующее определенное мотивационно-ценностное отношение к культуре и личностные качества учащихся. Список использованных источников:
| |
Просмотров: 325 | |
Всего комментариев: 0 | |
|
|