Главная » Статьи » Мои статьи

Чтение - путь к культуре

Т.П. ГУЛИЦКАЯ, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин

ГУО «Минский областной институт развития образования

Е. И. ВОЛКОВА, учитель русского языка и литературы ГУО «Средняя школа №5 г. Солигорска имени Героя Советского Союза В.И. Козлова»

ОТ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ

К СОЗДАНИЮ КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Основными тенденциями последних десятилетий можно назвать утрату роли чтения в обществе, падение престижа образования и знаний, ориентация на некнижные формы культуры. Чтение в наши дни больше ориентируется на удовлетворение информационно-прагматических потребностей, а не общекультурных, эстетических, эмоциональных. Вместе с тем, чтение, как универсальная культурологическая техника, остается важнейшим инструментом образования, социализации и развития личности. Давно доказано, что только читающее общество является обществом мыслящим. Чтение формирует качества развитого и социально ценного человека, умеющего увидеть целое, быстро принять правильное решение, точнее формулировать, лучше владеть речью, свободнее писать, легче вступать в контакты, проявлять самостоятельность в суждениях и поведении, критически мыслить и т. д. Если говорить о привитии интереса к чтению у детей, то это не просто обучение элементарным навыкам чтения и не только заинтересованность художественными произведениями. Прежде всего, это понимание того, что чтение детей – ключ к жизни в информационном обществе.

Сегодня происходит трансформация читательских привычек и становление новой модели детского чтения. Меняются практически все характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, способ работы с печатным текстом, репертуар чтения детей и подростков, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения, источники получения печатной продукции, информации в целом и многое другое. Российский исследователь проблем детского чтения В.П. Чудинова отмечает: «В последние годы произошло ухудшение целого ряда характеристик чтения у детей и подростков, снижение их уровня грамотности. Педагоги полны тревоги по поводу упрощения и огрубления речи у школьников, примитивных штампов, которыми часто изобилуют их сочинения. Школьники не осваивают язык классического наследия, но хорошо осваивают разнообразные клише и формальный подход к классической литературе. Утрачивается не только культура чтения, но и культура речи, поскольку не осваивается значительная часть репертуара любимой ранее литературной классики, которая составляла значительную часть репертуара чтения детей и подростков... В то же время влияние «электронной культуры» на чтение усиливается» [].

Какова сегодня цена нечтения и ценность чтения? Над этой проблемой всерьез задумались в ГУО «Средняя школа №5 г. Солигорска имени Героя Советского Союза В.И. Козлова». В школе был найден эффективный и увлекательный способ привлечения детей к чтению и передаче им духовной культуры. Взяв на вооружение известный принцип «клуб по интересам», педагоги и учащиеся в сентябре 2010 года объединились в клуб любителей чтения «Зёрна». Благодаря клубу и на его основе с 2013 года в учреждении образования реализуется  педагогический проект «Культуротворческое пространство развития образовательных компетенций учащихся». Целью проекта стало создание условий для повышения качества образования учащихся путем внедрения модели поэтапного целенаправленного формирования у учащихся читательской культуры как определенного комплекса, включающего в себя читательские умения и навыки, постоянный развивающийся интерес к чтению, включенность в информационный и культурный контекст своего времени. Разработка, апробация и внедрение модели культуротворческого пространства учреждения образования способствует развитию читательской культуры учащихся, их успешному самоопределению и самореализации, создает наиболее благоприятные условия для повышения уровня их функциональной грамотности, активного их включения в социум.

Читательский клуб имеет свою структуру: в нем работают секции «Читатель», «Исследователь», «Творчество».

Секция «Читатель» – самая многочисленная. В её составе учащиеся 6-х и 7-х классов, которые активно читают и обсуждают прочитанное на тематических заседаниях клуба. Довольно свободные рамки читательского клуба, разнообразие возможных форм взаимодействия «читатель-книга» позволяют педагогу определять круг необходимого детского чтения с учетом тех воспитательных целей, которых он стремиться достичь в своей деятельности. Воспитание нравственности является одним из приоритетных направлений в работе секции. Сегодня актуальность этой проблемы вырастает неизмеримо. На помощь учителю приходят как произведения, традиционно включаемые в списки детского чтения, так и совершенно новый пласт детской литературы – православная детская литература. Книги и авторы, которые действительно обращаются непосредственно к душе каждого ребенка, говорят с ним его языком, побуждают его мыслить, чувствовать, делать осознанный моральный выбор, становятся основой для чтения и обсуждения в клубе. Сборник сказок-притчей «Доброта духовная» протоиерея Николая Агафонова [1] позволил сделать читателям выводы о том, что такое хорошо, делаются сами и не складывается ощущения нравоучений и навязчивости. В сказке «Планета Земля» просто и ярко показаны человеческие эмоции и различные черты характера: презрение, раздражение, лесть, негодование, возмущение, пренебрежение, обида, злость, ехидство, плутовство, гордыня и, главное, доброта, скромность, застенчивость. И нет в этих сказках никакого двойного смысла: дурные поступки и отрицательные качества не вызывают никаких симпатий. К примеру, в сказке-притче «История одного колокола» неразумные люди погубили колокола, сбросили их с колокольни, но по отношению к ним возникает чувство не ненависти, не негодования, а сожаления и о колоколах, и о людях. Наибольший эмоциональный отклик вызвал рассказ «Щенок», в котором представлена история духовного взросления мальчика: Алеша Пономарев проходит путь от равнодушного, способного унизить, обидеть слабого до по-настоящему доброго, способного к сопереживанию и сочувствию. Просмотр одноименного кинофильма, который потрясает своей простотой и какой-то прозрачностью, заострил некоторые проблемы, поднятые автором, и позволил развернуть настоящую дискуссию: как относиться к людям, которых ты не понимаешь? можно ли давать человеку однозначную оценку? что значит самопожертвование? можно ли гордиться своими хорошими поступками? Все эти вопросы, а тем более, ответы на них, предполагают глубокую душевную работу читателя над собой.

На одном из заседаний клуба произошло знакомство со сказочной повестью Ольги Ларькиной «Удивительные приключения Димки Голубева, которые помогли ему стать человеком»[2]. Ребята вынесли из этого текста важный для себя жизненный урок: каждый человек – даже ребенок – в повседневной жизни должен быть настоящем героем. Надо уметь преодолевать свои плохие стороны, становиться лучше, уметь противостоять обстоятельствам. Так вот Димка, когда случилась с ним беда и он «почему-то» после своего злого поступка на время превратился в котенка, мог просто приноровиться к дворовой кошачьей жизни и спокойненько жить себе, или потом уже остаться в доме у мамочки, когда даже ветер шептал: «Останься, здесь тепло, куда ты идешь…». Но мальчик пожалел искалеченного по его вине Мурзика – и в этом сострадании нашел в себе силы совершить невероятное… Как и герою сказки СельмыЛагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями», Димке Голубеву пришлось помочь очень многим, чтобы помочь себе, и в этом, по мнению автора, заключается высочайший нравственный принцип: «Любую ситуацию нужно приложить к себе. Разве ты хотел бы, чтобы тебя обижали, на тебе срывали зло или ставили бесчеловечные эксперименты. Когда поступаешь по-доброму, то и всё вокруг отзывается добротой»[4].

Иногда бывает так, что за флером громкой популярности какой-либо детской книги учитель может помочь обнаружить то, о чем неподготовленный и, честно говоря, малообразованный юный читатель и не подозревает. И тогда вполне известное, казалось бы, произведение становится настоящим открытием. Таким открытием для членов клуба «Зёрна» стала известнейшая сказка Г.Х. Андерсена «Снежная королева», прочитанная в своём полном варианте на одном из заседаний клуба. В силу определенных идеологических причин школьная программа предлагает для изучения цензурированный «советский» вариант сказки, из которого вымараны все упоминания о Боге. И это существенным образом меняет её смысл. Главный смысл сказки заключается в противостоянии холодного разума и ледяного сердца горячей и живой любви к человеку, идущей от евангельского завета. Вера и любовь дается Каю и Герде через тяжелые испытания, благодаря которым они понимают истинный смысл.

Другим потрясающим открытием для юных читателей клубы стало новое прочтение популярнейших сегодня сказок-фэнтези К.С. Льюиса «Хроники Нарнии». Многие современные издания «Хроник» снабжены мифологическим словарем, но истинный смысл, вложенный в эти сказки Льюисом, богословом и проповедником, от современного юного читателя остается скрытым в силу ряда причин, среди которых не последнее место занимает низкий уровень культурологической образованности наших школьников. И это при том, что «Хроники Нарнии» – популярнейшее произведение, к 2006 году было продано более 100 миллионов экземпляров книги на сорока одном языке, существуют теле- и киноэкранизации, радиопостановки, театральные постановки, компьютерные игры. Книга «Хроники Нарнии» имеет мощнейший нравственный потенциал, потому что в простой и доступной детскому восприятию форме повествует о проблеме правильного морального выбора. Верность и предательство, соблазн и искушение, стойкость, покаяние и прощение, смерть и воскресение – таковы сюжетные мотивы цикла, и, как видно даже из такого простого перечисления, они явно носят христианский характер. Более того, в сюжетном построении некоторых повестей, к примеру, повести «Лев, колдунья и платяной шкаф», можно проследить определенный параллелизм евангельскому сюжету. И уж конечно, многие образы сказок-фэнтези по-библейски символичны. Так, в повести «Племянник чародея» один из важных символов – яблоко. Каждый из нас знает библейское значение этого символа – искушение, падение. А в «Хрониках Нарнии» Яблоко – символ стойкости, верности и искупления грехов. Дигори, главный герой повести, очень хотел взять яблоко себе, для больной мамы, однако устоял перед искушением и принес яблоко Аслану, за что и был вознагражден.

«Глагол “читать” не терпит повелительного наклонения»[3],— эта строчка современного французского педагога иписателя Даниэля Пеннака описывает саму суть проблемы приобщения кчтению. Можно окружить ребенка книгами, но это совсем не гарантирует того, что он захочет взять их в руки. Можно регулярно рассказывать о пользе чтения, но это позволит лишь научить читать и не выходить за рамки обязательных для изучения в школьной программе произведений. Можно заставить читать, но нельзя заставить любить чтение, а значит совершать трудную интеллектуальную, духовную и творческую работу, которая делает чтение осмысленным, а учащегося – равноправным собеседником автора. В процессе приобщения к чтению учитель исполняет роль посредника между ребенком икнигой, тем самым приобщая к культуре в широком смысле.

От чтения к собственному творчеству подводит участников клуба секция «Творчество».  В неё объединились те, кто не только любит читать, но и стремится выразить себя в театральной деятельности. И здесь все возрасты – от 6 до 16. Литературные вечера для учащихся средних и старших классов, небольшие собственные постановки,  несомненно, стали яркими и запоминающимися как для самих участников, так и для зрителей.  Так, например, для учеников первых классов, а также их родителей, бабушек и дедушек, ученики 5 «Б» класса подготовили веселую новогоднюю сказку-фантазию «Заяц и волКшебство». Хитрый Заяц, очень умная Курочка, сильный и рассудительный Медведь с помощью волшебного корня «со странными закорючками и загогулинками» – буквами – смогли провести и Волка, и вечно спешащую за добычей Лису. Ах, как сокрушалась болтливая Сорока, что она, «такая красивая, такая практичная, а вот не шибко грамотная в этих крючочках»! Зло, как это и должно быть в сказке, наказано, потому что только перед тем, кто умеет читать, открываются самые «невозможные» возможности.

Участники секции «Исследователь» за несколько лет принесли в копилку достижений школы дипломы областных, республиканских этапов конкурса исследовательских работ учащихся,  принимали участие в Первых и Вторых Международных Достоевских чтениях и Конкурсе юношеских исследовательских работ имени В.И.Вернадского в г. Москве. Предметом исследования за это время стали фразеологический состав романа «Преступление и наказание» («Фразеологизмы в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», 2012), нравственный потенциал детского фэнтези («Христианские мотивы в детском фэнтези», 2013), новый жанр русской литературы («ЛитРПГ – новый жанр современной русской литературы», 2014), специфика формирования социального прогноза в жанре антиутопии («Антиутопия – взгляд из сегодня», 2015).

Таким образом, работа по реализации педагогического проекта в учреждении образования позволяет не только решить одну из важных образовательных задач – привить интерес к чтению, но и  включить в образовательный процесс новые пласты культуры, различные стили мышления, виды творческой деятельности учащихся, а значит, создать культуротворческое пространство, формирующее определенное мотивационно-ценностное отношение к культуре и личностные качества учащихся.

Список использованных источников:

  1. Доброта духовная: сказки-притчи. / Протоиерей Николай Агафонов, худож. С.Чекурова. – М.: Сибирская благозвонница, 2010. -110 с.: ил. – ISBN 978-5-91362-315-7
  2. Ларькина, О.И. Удивительные приключения Димки Голубева, которые помогли ему стать человеком : сказоч. повесть / Ольга Ларькина; худож. Ю.Кравец., В.Спиридонов. – Рязань: Зёрна-Слово, 2011. – 96 с.– ISBN 978-5-903-138-75-3
  3. Пеннак, Даниэль. Как роман : [Педагог.эссе] : / Даниэль Пеннак;  пер. Натальи Шаховской.  – М.: Самокат, 2009. -160 с. - ISBN 978-5-91759-213-8
  4. Чудинова В.П., Голубева Е.И., Сметанникова Н.Н. Недетские проблемы детского чтения. - М., 2004. http://l.120-bal.ru/kultura/9189/index.html
  5.  

 

Категория: Мои статьи | Добавил: lingualit5 (11.11.2015)
Просмотров: 293 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar