Главная » Статьи » Мои статьи

СЕРВИСЫ GOOGLE ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА И НЕ ТОЛЬКО

СЕРВИСЫ GOOGLE  ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА И НЕ ТОЛЬКО

(по материалам интернет-конференции "Информационно-образовательное пространство Минской области: опыт, проблемы, перспективы") Режим доступа к электронной публикации: http://adm.moiro.by/moodle/mod/resource/view.php?id=8632. 

Дата доступа 18.11.2015

Каждый педагог понимает: для того, чтобы быть успешным и востребованным, надо быть актуальным. В век стремительного развития информационных технологий и активного формирования инфосферы учитель просто не имеет права не использовать в своей деятельности веб-сервисы как актуальный и удобный инструмент.

Наиболее популярны и доступны «педагогическому пользователю» сервисы Google[5]: диск для хранения информации, документы, презентации, карты, электронная почта, календари, опросы, блоги, видеосервисы и др. Тем более что корпорация Google сама активно продвигает свои инструменты в сферу образования. Так, 20 ноября 2014 года Парк высоких технологий и корпорация Google официально запустили в Беларуси интернет-курс для учителей «Базовые сервисы Google для образования». Цель курса – помощь учителям в использовании информационно-коммуникационных технологий для повышения эффективности образовательного процесса.

С чего начать?

Сервисы Google - это целостная система, доступ к которой получает любой владелец аккаунта Google. Следовательно, первый шаг – это регистрация аккаунта, того ключика, который откроет учителю дверь в мир Google.

Сегодня Google предлагает пользователю 48 сервисов и 14 инструментов.[6] Сервисы Google – это веб-приложения, требующие от пользователя наличия браузера и интернет-подключения. Это позволяет использовать данные в любой точке планеты и не быть привязанным к одному компьютеру. Преимущество сервисов и инструментов Google — наличие централизованного хранилища данных.

Шаг второй. Знакомство.

Начать следует с изучения Google Диска (Google Drive). Google Drive[7] – это файловый хостинг, созданный и поддерживаемый компанией Google. Его функции включают хранение файлов в Интернете, общий доступ к ним и совместное редактирование. Таким образом, сервисы Google помогают организовать совместную работу коллектива пользователей в режиме онлайн, т.е. сформировать новую образовательную среду, способствующую активизации познавательной деятельности обучающихся, развитию их аналитических и творческих способностей.

Если у Вас есть Google Диск и доступ к сети, Вам больше не нужно беспокоиться о том, что Вы где-то что-то забыли, потеряли и т.п. Вся Ваша информация будет всегда доступна для скачивания или редактирования. Более того, загрузка на Google Диск – это уже электронная публикация, т.к. общедоступные документы на Диске индексируются поисковыми системами.

В состав Google Диска (Google Drive) входят Google Документы, Таблицы и Презентации — набор офисных приложений для совместной работы над текстовыми документами, электронными таблицами, презентациями, чертежами, веб-формами и другими файлами. Google Диск был представлен 24 апреля 2012 года, а к октябрю 2014 года насчитывал 240 миллионов ежемесячно активных пользователей.

Шаг третий. Использование

Один из самых востребованных и интуитивно понятных любому пользователю инструментов - Google Документы. Учитель-словесник привык иметь дело с текстом, поэтому использование Google Документа для анализа, редактирования, осмысления текста художественного произведения представляется вполне логичным.

Зачем?

Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю сопоставить три варианта изучения какой-либо обзорной темы на уроке литературы. Вариант первый, традиционный: лекция учителя, запись конспекта, демонстрация иллюстраций с помощью мультимедиа. Вариант второй: лекция учителя + сообщения учащихся на заданную тему (иллюстрации возможны). Взаимодействие в обоих случаях строится по принципу «я говорю – ты слушаешь». Вариант Google: сообщения учащихся на заданную тему в форме единого Google Документа с возможностью встраиванию любого количества иллюстраций, ссылок на видео и музыку, гиперссылок на термины, имена, географические названия,  новые понятия, а главное – с возможностью комментировать текст, вступать в диалог, развивать тему. Формы взаимодействия: мы ищем, мы говорим, мы смотрим, мы слушаем, мы обсуждаем. Существенное преимущество такого варианта изучения обзорной темы – отсутствие жестких временных границ: учащиеся присоединяются к работе в любое удобное для них время. Каждый вносит в общую «копилку» тот вклад, который ему по силам, тем самым реализуется принцип разноуровневого обучения. В этом случае также существенно увеличивается объем осваиваемой информации. А для повышения «качества» учебного материала предлагается такая стратегия изучения темы: сначала работа в Google Документе, а затем лекция учителя с обобщением и расстановкой приоритетов.

Google Документ стал основой для создания интерактивного образовательного онлайн-проекта «Чтение в Web 2.0. Роман с текстом», который базируется на таких принципах, как интерактивность, визуализация, игра.[3][4] Основу методики проекта «Чтение в Web 2.0» составляют современные положения коммуникативной дидактики, герменевтики и рецептивной эстетики. Стратегия работы строится на технологии литературного образования С.П. Лавлинского, философии «диалогизма» М.М. Бахтина. В процессе реализации проекта для восприятия и анализа литературного произведения мы предлагаем использовать совершенно новые в педагогической практике приемы: гиперссылка, комментарий, чат, пост, постер, буктрейлер.

Проект «Чтение в Web 2.0» реализуется в несколько этапов: на этапе предпонимания создаются условия для осмысления прочитанного в ситуации «открытого» диалога (чата); на этапе анализа участники выполняют аналитические процедуры, которые реализуются в виде онлайн-беседы в режиме реального времени;  на этапе интерпретации читатели оформляют собственное понимание произведения (концепции) в форме поста (статуса), подбирают постер, создают творческие проекты (сценарии, презентации, буктрейлеры).

В течение полугода от начала реализации проекта на базе ГУО «Средняя школа №5 г. Солигорска» были апробированы различные варианты «Чтения в Web 2.0»: в качестве текстов для чтения, осмысления и анализа использовались стихотворения, отрывки из драматических произведений, биографический очерк. Наблюдения, опросы участников проекта и их законных представителей показывают, что данная форма образовательного взаимодействия является актуальной и привлекательной для учащихся: новизна формы активизирует процесс освоения содержания, способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей.

 Удобным инструментом для проведения опроса является Google Формы. Красочный дизайн, понятный интерфейс Google Форм, позволяет провести анкетирование, собрать сведения, изучить уровень усвоения учебного материала в виде теста или викторины. Полезной для учителя особенностью Google Форм являются тонкие настройки, позволяющие перемешивать вопросы, выводить их в случайном порядке, настроить форму так, чтобы респонденты попадали на разные страницы в зависимости от того, какой вариант ответа они выберут. Анализ результатов опроса (теста) автоматически выводится в виде Google Таблицы, а статистика ответов отражается в виде диаграммы прямо в Google Формах. Таким образом, Google Формы – достаточно удобный инструмент закрепления и контроля  знаний учащихся.

Шаг четвертый. Организация и взаимодействие.

Поскольку важнейшее преимущество сервисов Google – взаимодействие, диалог, коллективная работа, то необходимым условием эффективного использования этих новых инструментов является организация взаимодействия. Возможность создать «коллектив участников» предоставляет еще один инструмент Google – почтовый сервис Gmail. Именно при помощи почтовой рассылки осуществляется координация взаимодействия. Работа онлайн предоставляет безграничные возможности для формирования количественного и качественного состава группы: подключение к проекту ограничено только разрешением доступа к Googlе Документу, Форме, Таблице, Презентации, который предоставляет организатор: либо по ссылке – для всех, либо через почтовую рассылку – для строго ограниченной группы. А для того, чтобы выстроить этапы реализации любого проекта используем Google Calendar – эффективный инструмент планирования и организации. Он позволяет задавать время встречи, создавать повторяющиеся мероприятия, устанавливать напоминания, а также приглашать других участников (им высылается сообщение по электронной почте). Одно из ключевых преимуществ этого сервиса — возможность совместного использования календаря. Его можно показывать избранным пользователям, что позволяет планировать общие встречи. Другое важное преимущество: календарь прошедших событий служит своеобразным архивом дат и событий.

Шаг дальше…

Blogger – веб-сервис поколения Web 2.0 для ведения блогов, с помощью которого любой пользователь может завести свой блог, не прибегая к программированию и не заботясь об установке и настройке программного обеспечения. Актуальность блогосферы в образовании не требует дополнительного обоснования. Спецификой блогов, созданных с помощью Blogger, является возможность совместного редактирования блога коллективом авторов, что открывает перед педагогом перспективы создания коллективных проектов, причем как непосредственно в обучении и воспитании, так и в системе повышения квалификации и в распространении эффективного педагогического опыта.

Google Cultural Institute[2] – оригинальное приложение, представляющее собой архив мировой культуры и дающее возможность пользователю увидеть произведения искусства, познакомиться с историей их создания, с историей культуры, посетить музеи в режиме реального времени (виртуально) и создать свою собственную галерею произведений живописи, скульптуры, архитектуры. Данный сервис может и должен быть использован на уроках истории, искусства, литературы, т.к. содержит богатейший материал в режиме свободного доступа.

YouTube[1] – видеохостинг, предоставляющий пользователям услуги хранения, доставки и показа видео. Пользователи могут добавлять, просматривать, комментировать и делиться теми или иными видеозаписями. Благодаря простоте и удобству использования YouTube стал популярнейшим видеохостингом и третьим сайтом в мире по количеству посетителей. В январе 2012 ежедневное количество просмотров видео на сайте достигло 4 млрд. YouTube стал настолько значимым явлением в медиа-мире, что  его потенциал должен быть использован и в образовательных целях: для создания образовательных каналов YouTube, тематических роликов, образовательных и воспитательных видеопроектов.

Я могу это использовать?

Создание интерактивных онлайн-проектов с использованием сервисов Google возможно в любой области, в рамках любого учебного предмета, где предполагается исследование, осмысление, интерпретация. Вместо текста художественного произведения можно «прочитать» лингвистический материал, задачу, формулу, исторический документ, карту и т.п. Форма и средства останутся теми же, а стратегия и алгоритм работы скорректируются и адаптируются в соответствии с методикой конкретного предмета.

Как показывает опыт, использование Googlе сервисов в педагогической практике позволяет создать условия для формирования у учащихся основ информационной культуры, что в современном контексте развития общества имеет важнейшее значение. В то же время в сознании учащихся и студентов снижается самоценность интернет-коммуникации, она становится одним из инструментов для работы и учебы.

Таким образом, сервисы Googlе, несомненно, обладают высоким потенциалом в сфере самообразования и саморазвития педагога.  Их освоение и активное использование в практической деятельности создают условия для модернизации и технологизации процесса образования и воспитания.

 

Источники

1.    Видеохостинг YouTube [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com/. – Дата доступа: 05.10.2015.

2.    Институт культуры Google [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.google.com/culturalinstitute/home. – Дата доступа: 05.10.2015.

3.    Презентация проекта «Чтение в WEB 2.0. Роман с текстом» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://prezi.com/vpa_zq3alstp/web-20/. – Дата доступа: 05.10.2015.

4.    Проект «Чтение в WEB 2.0. Роман с текстом» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.google.com/document/d/1QBj55HyGj9k19RS4qwBZmM1wKNYgfF45adHDkd7v2M0/edit.  – Дата доступа: 05.10.2015.

5.  Сервисы Google [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.google.by/intl/ru/about/products/. – Дата доступа: 20.08.2015.

6.  Список Список служб и инструментов Google [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D1%81%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B1_%D0%B8_%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2_Google. – Дата доступа: 05.10.2015.

7.    Файловый хостинг Google Drive [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://www.google.by/intl/ru/drive/.– Дата доступа: 05.10.2015.

Категория: Мои статьи | Добавил: lingualit5 (18.11.2015)
Просмотров: 470 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar